Рынок цифровых технологий значительно вырос за последние 20 лет. Интернет предоставил возможность к беспрепятственному распространению медиапродукции. Эксперты считают, что к 2020 году эта ниша рынка достигнет 2 трлн долларов. Однако авторы все еще остаются недовольны способами и размерами оплаты. Ведь их материалы покупаются и используются через законные каналы.
Крупные новостные порталы, а также часть газет, других изданий, публикуемых в интернете, решили бороться одновременно со спамом и бесплатностью труда профессионалов. Для этого установили минимальный взнос за возможность опубликовать комментарий или получить месячную/годовую подписку. Но данный тип ресурсов не использует блокчейн для получения финансовой выгоды. Тенденция, между тем, усиливается и это говорит об интересе представителей отрасли к коммерческим моделям реализации своего контента.
Многие создатели произведений остаются недовольны тем, как распределяется прибыль от использования их материалов. Ведь некоторые видео, клипы, прочее собирают миллионы показов. Примерно 70% прибыли уходит на счета звукозаписывающих компаний или их дистрибьюторам. Но наблюдаются и другие тенденции: все меньше меломанов желают покупать диски или записи в другом виде. На первый план выходят цифровая и стриминговая музыка, пока еще не укладывающиеся в существующую коммерческую модель. Теперь у пользователей есть возможность стать слушателем за деньги на вариативной основе: когда платит он или наоборот, ему. Но основной заработок стриминговых компаний – это размещение рекламных блоков, а не продажа музыки.
С одной стороны, аналитические программы помогают подбирать коллекцию музыки, максимально учитывая интересы большей части аудитории. Но на заработках самого исполнителя это никак не сказывается.
Технология блокчейн способна объединить потребителей и основных участников процесса создания музыкального контента:
Применение блокчейна предоставит целый комплекс решений для оптимизации отрасли. Например, следующее:
С помощью блокчейн исходный файл отправляют на хранение, применив к нему методы криптографии и предоставив ключи адресам, которые принадлежат людям, причастным к его созданию. Условия начисления прибыли автору и другим лицам прописываются в смарте-контракте. Когда выполняются определенные действия с файлом, автоматически происходит пополнение кошельков, указанных в договоре лиц.
Британская певица, автор песен нашла действенный способ, как выразить собственный протест сложившейся коммерческой модели в индустрии музыки. Под ее руководством создан сервис «справедливой торговли». Таким образом, Имоджен Хип надеется обойти крупные посреднические компании, распространяющие медиа-контент. Среди них iTunes и Spotify.
Песня Tiny Human, сегодня имеющаяся в свободном доступе на канале Youtube, изначально появилась на сайте Music Ujo. Там пользователи могли купить песню, а также отслеживать другие действия исполнительницы посредством криптовалюты Ethereum. По утверждению самой певицы, вырученные деньги честно распределялись между создателями композиции.
Эксперимент с Tiny Human стал предшественником к появлению новой блокчейн-платформы Mycelia. По замыслу Имоджен Хип, это будет бесплатная для музыкантов экосистема, откуда они смогут управлять судьбой своих произведений. Смарт-контракты будут учитывать ситуации, где и когда, за какое вознаграждение можно использовать конкретную композицию. Но по утверждению самой певицы, главная цель проекта – это не создание конкурентной базы стриминговым сайтам. Скорее попытка передать власть над музыкальными произведениями их авторам.
Платформа Muse также преследует цель – изменить систему коммерческого распределения вознаграждений. К ней подключился сервис PeerTracks, одновременно выступающий площадкой для поиска талантливых исполнителей. Поклонники могут становится держателями активов любимых музыкантов, торговать ими. Зарегистрировавшиеся пользователи получают доступ к процедуре лицензирования и возможность цеплять к авторскому контенту «умные» договора. Платформа также учитывает интересы меломанов, организовав для них программу лояльности.
Еще один пример борьбы за лучшую монетизацию контента – это союз датского биткоин-обменника CCEDK и приложения OpenLedger. Объединение произошло на базе платформы MUSE. По заверениям разработчиков, используемый блокчейн Graphene Toolkit позволяет реализовывать справедливое распределение гонораров. В противовес тому, что предлагают такие крупные стриминговые сайты, как Spotify или Pandora. Со слов создателей Graphene Toolkit, исполнители смогут получать до 90% от всей прибыли, выручаемой их музыкой.
Еще над одним проектом начали работать еще в 2013 году. Это был прототип сервиса Ascribe на биткоин-блокчейн, позволяющий авторам легко распоряжаться собственным произведением. Статртап собрал в эквиваленте 2 млн долларов.
Музыканты, используя платформу, смогут создавать цифровые документы, к которым будут ставить метки, в том числе дату и время. Загруженный на Ascribe файл проверяется и по нему выдается цифровой сертификат. Использовать документ можно по собственному усмотрению: продавать, занимать кому-либо, дарить, - цифровая цепочка владения будет показывать кому объект принадлежит в настоящем времени. Для создания метки Ascribe использует специальный реестр для произведений, который наносится поверх биткоин-блокчейна.
Другая платформа, Ujo должна помочь владельцам сертификатов и других активов подобного рода, публиковать регламент использования произведений. Это то, о чем немного говорилось ранее. Музыканты будут устанавливать условия, при которых к их материалам допускаются третьи лица и способы вознаграждения за это.